АЮРВЕДА   - НАУКА О ЖИЗНИ


 Жизнь (АЮ), здоровье ( Арогья) и благополучие (Саукхья) — три составляющие человеческого понятия совершенства, и ни одно из них невозможно без двух других.


Концепция аюрведы вращается вокруг трех целей: сохранить жизнь, укрепить здоровье и упрочить благополучие.


Аюрведа – это четырехмерный подход, который поможет нам крепко встать на ноги и уверенно шагнуть по направлению к здоровью и благополучию.


Аюрведа – зеркало для самопознания.


Наука аюрведы служит зеркалом, в котором мы можем увидеть себя. Основа здоровой жизни – это познание нашей собственной природы.


Аюрведа – инструкция по заботе о себе.

Как только мы увидели себя в зеркале, наука аюрведы превращается в руководство, как развивать себя физические и ментальные возможности и заботиться о себе. Мы начинаем понимать, какие образ жизни, диета и психологическая настройка помогут сделать жизнь более сбалансированной.


Нет единого подхода для всех. Когда мы открываем собственную уникальную конституцию, мы получаем заветный ключ к персональному руководству.


Аюрведа – набор для самообслуживания.

Начав заботиться о своих теле и уме, мы обнаруживаем, что комплекс «тело-ум» обладает способностью уравновешивать себя и чинить, а также поразительной врожденной устойчивостью к стрессовым ситуациям.


Аюрведа – ремонтный пункт.

Если нам не удалось использовать аюрведу как зеркало, чтобы увидеть самих себя, получить доступ к персональному руководству или использовать ее как набор для самообслуживания – не все потеряно! Профессиональные врачи тщательно осмотрят вашу систему и помогут встать на дорогу самопознания и трансформаций. Эти программы начинаются как медицинское вмешательство, но заканчиваются общим восстановлением ума и тела. Под руководством хорошего терапевта мы можем начать самостоятельное путешествие навстречу к себе и изменить жизнь к лучшему.


ЧТО ТАКОЕ ДОШИ?


Согласно древнему учению, все сущее подчиняется двум принципам: пуруше ( духу, сознанию) и пракрити (силе жизни, творению).

Соединяясь, они дают начало космическому разуму, махату, из которого рождается физический мир со всеми присущими ему законами.


Все в нашем мире соткано из 5 элементов: эфира, воздуха, огня, воды и земли.


В человеческом теле эти элементы образуют определенные сочетания-константы, именуемые дошами.


Так эфир и воздух образуют вата- дошу (воздушное начало)

вода и огонь — питта-дошу (желчь),

вода и земля — капха-дошу (слизь).


Доши определяют конституцию человека — от физического строения и особенностей протекания внутренних процессов до психологических характеристик.


Каждый человек рождается с определенным соотношением дош, пракрити, которое совсем не обязательно должно быть идеальным.

Количество людей, у которых доши находятся в равных пропорциях, довольно незначительно.


Как правило, соотношение дош неравно — на три части капхи может приходиться две ваты и одна пита.


Пракрити — это идеальная пропорция дош для отдельного человека, его врожденная конституция.

В процессе жизнедеятельности человека изначальная пропорция элементов нарушается. Это происходит под воздействием таких факторов, как времена года, режим питания, сон, окружение.

Таким образом, пракрити преобразуется в викрити — текущее состояние, соотношение дош на данный момент времени .



Согласно аюрведе, болезнь возникает на уровне ума. Это так называемая манаса-викрити, рождающаяся вследствие неправильных помыслов и поступков, вызываемых эгоизмом, жадностью, похотью, ленью и апатией, нежеланием приобретать новые знания.


Манаса-викрити не проявляется на грубом физическом уровне. Она как семя, которое нужно успеть извлечь из почвы, пока оно не успело прорасти. Тогда болезней можно избежать.

Именно с этой целью применяют йогические практики — соблюдение ям и ниям, выполнению асан и пранаям, занятию концентрацией и медитацией.


Если не избавиться от манаса-викрити, болезнь перейдет на вторую стадию, прана-викрити, при которой нарушается нормальное движение энергии по каналам. Вслед за этим начинается разбалансирование дош.


На более поздних стадиях, связанных с накоплением и распространением по всему организму амы ( токсинов), болезнь становится тяжелой, лечение затрудняется, восстановление состояния требует времени и комплексных усилий.


При лечении аюрведа опирается на концепцию 6 вкусов , к которым относятся сладкий, соленый, кислый, острый, горький и вяжущий.

Каждый вкус обладает определенными свойствами и эффектом.


Сладкий вкус утоляет голод, укрепляет ткани организма, оказывает положительное психоэмоциональное воздействие. Он содержится в зерновых, особенно в рисе, в сахаре, меде и фруктах.


Кислый вкус участвует в работе пищеварительной и выделительной систем. Он присутствует в некоторых фруктах ( лимонах, грейпфрутах, сливах и кислых яблоках), в кисломолочных продуктах и маринадах.


Острый вкус участвует в процессах метаболизма и поддержании гормонального баланса. Он содержится в эфирных маслах, а также редисе, луке, чесноке, имбире.


Соленый вкус стимулирует слюноотделение, пищеварение и усиливает остальные вкусы.

Соль и морские водоросли.


Горький вкус нормализует функцию внутренних органов, очищает печень и «разгоняет» желчь. Он содержится в алоэ, куркуме, цикории, шпинате.


Вяжущий вкус удерживает в организме различные полезные вещества, особенно минералы. Он преобладает в продуктах, богатых танинами, например, в чае, а также в бобовых и различных видах капусты.


Каждый вкус образован сочетанием двух первичных элементов .


Сладкий = земля + вода

Соленый = вода + огонь

Кислый = земля + огонь

Острый = огонь + воздух

Горький = воздух + эфир

Вяжущий = земля + воздух


Вкус, схожий с дошей, стимулирует ее, а отличный — успокаивает.


Вату усиливает горький, вяжущий и острый вкус, а успокаивает сладкий, кислый и соленый.


Питту повышают острый, кислый и соленый, а снижают сладкий, вяжущий и горький.


Капху стимулирует сладкий, соленый и кислый, а успокаивает вяжущий, горький и острый.


Чтобы питание было сбалансированным и не нарушало равновесия в организме, в нем должны присутствовать все 6 вкусов.


При определении их пропорций необходимо учитывать пракрити.

Например, при преобладании питта-доши потребность в остром вкусе незначительна, а в горьком, наоборот, сильна.


При выборе диеты следует учитывать и сезонные изменения. Каждое время года обладает определенными свойствами, схожими со свойствами дош или отличными от них.


Например, в дождливую осеннюю пору преобладают свойства ваты и капхи — прохлада, влага, подвижность. Включайте в свой рацион теплые вкусы — острый, кислый и соленый.


Основные свойства зимы — холод, сухость и ветер. Следовательно, нужно исключать из рациона охлаждающие, иссушающие и ветростимулирующие продукты. Не стоит употреблять также вяжущий вкус: гранаты, недозрелые фрукты, сырые овощи. Цитрусовые, кстати, обладают охлаждающим эффектом. Поэтому чай с лимоном лучше пить летом, чем, как у нас принято, зимой.




Западная медицина принимает за основу структурную модель, в которой основная единица – атом. У этой модели четкая иерархия : атомы составляют молекулы, которые, в свою очередь составляют клетки, а затем ткани, органы, системы органов и , наконец, весь организм.

Человеческое тело понимается в терминах различных систем, таких как скелетная, эндокринная, репродуктивная, кровеносная и т.д.


В аюрведе организм рассматривается не как система органов, а как система отношений функций.


Понимание аюрведой человеческого организма основано на трех дошах – Вата, Питта и Капха . Эти слова на санскрите, языке аюрведе, относятся к функциям движения, трансформации, поддержки и роста. Аюрведа называет их как ДОШИ, что буквально означает «то, что может исказиться». Это соответствует действительности, потому что в болезни функции повреждаются.


Три доши представляют собой набор свойств, которые имеют физико-химический и функциональный характер.


Например, ВАТА представляет собой сухость, легкость, невесомость, холодность, шероховатость, миниатюрность, движение.


ПИТТА характеризуется маслянистостью, теплогенерацией, легкостью, неприятным запахом.


КАПХА обладает холодностью, тяжестью, медлительностью, гладкостью, блеском, твердостью, статикой.


Интересно отметить, что доши охватывают не только физиологические, но и психологические функции.

При этом не существует никакой иерархии. Доши должны находиться в хорошем балансе, означающем поддержание равновесия в организме.

Изменение в одной вызовет изменения в двух других.

Когда доши выходят из равновесия и возникает заболевание, задача аюрведы заключается в приведении дош к балансу.


Сила аюрведы и в простоте диагностики.


Аюрведическое лечение заключается в удалении причин, нарушающих баланс, и приведении дош в равновесие.

Лечение не должно давать никаких побочных эффектов, что полностью отличается от западной медицины.


Аюрведа советует жить в гармонии с природными циклами, предлагает комплекс правильного питания, грамотного распорядка дня и физической активности.


В восточных практиках используется осознанность.


Человеку следует быть готовым к работе над собой. Если он хочет избавиться от болезни, то ему придется понять причину своего заболевания и поменять то, что мешает ему выздороветь.


За свое здоровье пациент берет ответственность сам.


Правильный подход, очищение организма, упорядоченный образ мыслей, устранение суеты, целебные травы и физическая активность – все это приводит к нужному результату.


Врачи аюрведы говорят, что если ты питаешься правильно – врач тебе не нужен, а если неправильно – то он не поможет.


При этом в Индии аюрведические институты приравниваются к университетам. Для поступления необходимо получить двенадцатилетнее общее образование, сдать вступительные экзамены и пройти по конкурсу.


Учатся для получения диплома 5,5 лет. Последний год курса отведен только на практику.

Степень доктора медицины , позволяющая преподавать, присваивается еще после трех лет обучения.


Невозможно побороть болезнь с помощью одного волшебного средства, нужно поменять установки, образ мыслей.

Осознанность, которая лежит в основе всего, и является залогом здоровья и благополучия.


В организме все взаимосвязано , и симптомы могут быть далеки от причины болезни. Поэтому в аюрведическом лечении если у пациента болит спина, врач может назначить ему лечение желудка.


Аюрведическая медицина – холистическая , сосредоточенная на лечении «человека в целом».


50 % наших заболеваний зависят от образа жизни.


Первая причина наших недугов невежество или сознательный уход от знаний.


Втораянеумение обуздать свои эмоции, страсти и желания .


Третьяотсутствие истинной доброты и любви


Четвертая нарушение законов соизмеримости : когда на улице холодно, нужно тепло одеваться. Если мы хотим быть бодрыми – нужно высыпаться.


Нам всем нужно учиться самоорганизации.


В нашей жизни отсутствует осознанность, поэтому многие надеются на волшебную таблетку, в лучшем случае – готовы придерживаться диеты. Но совершенно не хотят принимать активное участие в своем лечении, осознанно подойти к своему образу жизни.


Режим дня разбалансирован, многие недооценивают сон, а ведь мелатонин, базовый гармон, вырабатывается с 11 вечера до 3 часов ночи.



Согласно древним источникам, нужно соблюдать золотую середину в трех основных аспектах — еде, отдыхе и воздержании.


Огромное влияние имеют ощущения: зрение, слух, вкус, прикосновение и запах. Взаимодействие с резкими запахами, ярким светом, громким шумом вызывают дисбаланс.

Чтобы компенсировать шум и визуальный хаос больших городов, наслаждайтесь мелодичной музыкой и приятными глазу видами.


Хотя в большинстве случаев в аюрведе рекомендуется не сдерживать естественные нужды, существуют желания, которые всегда необходимо подавлять, - жадность, ненависть, состязательность и похоть.


Особенно отрицательно сказываются на здоровье наглость, злость и неуважение.

Эти факторы выводят доши из баланса, увеличивают стресс.


В главе, посвященной эпидемиям и болезням, мудрецы Чарака и Вагбхата , основоположники аюрведы, определяют причину невзгод как Адхарму — аморальное и безнравственное поведение людей, которое является результатом потери разума или ошибочного понимания.


Это значит, что наши действия — спусковой крючок к распространению эпидемий.


Древние источники гласят, что ответственное отношение к себе и обществу создает условия для здоровья и мира для человечества.


ДИАГНОСТИКА ПО ПУЛЬСУ


Одним из наиболее точных аюрведических методов является диагностика по пульсу.

Опытный специалист может по пульсу определить беременность спустя 15-30 дней после зачатия, срок беременности, вероятность выкидыша и даже пол ребенка!!!


Через пульс можно услышать потаенную мелодию внутренних органов.


Пульсовая волна разных дош отличается. Колебания называются ГАТИ и уподобляются движениям животных.


Вата-пульс напоминает движение кобры (сарпа-гати). 

Он частый (80-95 ударов в минуту), слабый, легкий, исчезающий при надавливании на сосуд.


Питта-пульс напоминает прыжок лягушки (мандука-гати). Он умеренный по частоте (70-80 ударов в минуту), сильный поднимающий пульпирующие пальцы.


Капха-пульс медленный (50-60 ударов), глубокий, полный, ритмичный и напоминает движения лебедя ( хамса-гати).



АГНИ


В аюрведической науке АГНИ — это внутренний пищеварительный огонь, который отвечает за переработку и усвоение питательных веществ в организме, за преобразование энергии в тканях и клетках.

Агни не только контролирует пищеварение, желудочно-кишечный тракт, печень, ткани на клеточном уровнях во всем теле, но распространяется и на психологиеские процессы, которые связаны с пищеварением.


Агни — внутренняя энергия, жизненная сила, определяющая общее состояние здоровья человека. Если огонь силен, он способен принимать различные виды пищи, правильно ее усваивать и устранять ненужное. Каналы тела будут оставаться открытыми, а энергия течь свободно.

Если огонь слабый или несбалансированный, даже самая здоровая пища не пройдет через этот процесс и останется в организме, вызывая токсичную грязь, так называемую Аму.

Ама затем заполняет каналы тела, вызывая застой и закупорки, которые в конечном итоге приводят к болезням.


Согласно аюрведе, в организме существует 13 видов агни.


Дхату-агни это 7 Агни, которые соответствуют семи видам тканей организма.


Чтобы ткани поглощали должным образом питательные вещества, поступаемые из желудка, они должны быть переварены с помощью Дхату -агни.

Каждый Дхату (ткань) имеет свои Дхату -агни, чтобы переварить то, что приходит к ним.

Дхату-агни играет большое значение, когда речь идет о лечении различных хронических заболеваний.


Бхута-агни — пять видов огня связаны с пятью первоэлементами (земля, вода, воздух, огонь, эфир), они преобразуют поступающую пищу в элементы, из которых состоит организм человека.


Вся Вселенная делится на 5 элементов, так называемых Панч Бхута. Пища, которую мы едим, тоже состоит из 5 элементов. Таким образом, каждому виду требуется соответствующая Агни, которая могла бы переварить все элементы в простейшие формы.


Джатар -агни - является самым главным Агни, представляющим собой пищеварительный огонь желудка и отвечающим за переваривание пищи. Это основной Агни, который питает другие два вида.


Когда баланс дош ухудшается, затрагиваются функции всех внутренних систем и Агни.

Существует 4 различных состояния внутреннего огня.

Из этих различных состояний три обусловлены обострением каждой доши соответственно, и четвертое состояние считается равновесным.


Самагни — сбалансированный огонь. В этом состоянии Агни функционирует стабильно, что свидетельствует о балансе трех дош в организме. Признаками этого состояния являются счастье, совершенное здоровье, спокойный, ясный ум и доброжелательность.


Вишамагни — это неустойчивое и нестабильное состояние Агни, возникающее из=за влияния Ваты.

Пища иногда переваривается нормально,а иногда медленно. Этот тип Агни часто встречается у людей с Вата-дощей, или когда Вата усиливается.


Для Вишамагни характерны нерегулярный аппетит и различные расстройства желудка: вздутие живота, газ, бульканье кишечник, запор или переменный запор и понос, колики, боль, сузхость во рту, а также сухость кожи, трещины в суставах, радикулит, боль в спине, геморрой, мышечные спазмы, бессоница, чувство тяжести после еды, тяга к горячей, пряной или жареной пище, тревога, страх, неуверенность, а также коричнево-черный налет на задней части языка.



Мандагни — агни начинает функционировать при минимальной скорости в таком состоянии, которое часто встречается у людей с Капха — обострение или конституцией.


Джатар-агни не может переварить даже небольшое количество пищи. Признаки: тяжесть в желудке, теле и голове — особенно после еды, но иногда даже без еды; частые простудные заболевания, запор, кашель, а также аллергические реакции, отек и заторы лимфы, тошнота, рвота; артериальная гипертензия, сахарный диабет, избыточный вес, общая слабость, апатия, скуку привязанность, жадность и собственничество, желание избыточного сна, сильная жажда острой, сухой и очень горячей пищи, белый налет на всем языке.


Следует помнить, что могут происходить и более сложные дисбалансы сочетаний двух или трех их этих агни.

Например, может быть Тикшна-Вишама-агни, где аппетит сильный, но пищеварение нерегулярное, так что, когда человек ест много еды, он получает вздутие живота и дискомфорт.


Ключ к здоровому АГНИ — потребление лекгоперевариваемых, свежеприготовленных, простых и совместимых продуктов, употребляемых сознательно в определенное время.